Рассмотренные выше показатели и способы определения их числовых значений приведены ниже.
Показатели
Классификационные
Назначения
Надежности
Технологичности
Эргономичности
Стандартизации и унификации
Технической эстетики
Патентно-правовые
Способы определения числовых значений
Экспертная оценка по баллам
То же
Расчет
Экспертная оценка по баллам Расчет
В соответствии с порядком определения технического уровня машины оценка категории качества ее (для новой машины) может производиться следующим образом. Анализируют показатели отдельных сборочных единиц существующих машин и в каждой из них определяют наиболее совершенные сборочные единицы. Показатели аналогичных узлов новой машины сравнивают с ними. Другим способом является сравнение показателей новой машины с машиной-аналогом. В качестве аналога выбирают лучший современный образец серийно выпускающейся машины отечественного или зарубежного производства того же типа и размера, что и образец оцениваемой (новой) машины, предназначенной для выполнения одних и тех же технологических операций и работающей в одних и тех же условиях.
Количественная оценка каждого показателя - есть величина относительная и в общем виде определяется следующим образом:
К^Щ-?1-, (12.2)
Ра1 где Рг - значение каждого свойства, входящего в 1-й показатель оцениваемой машины; Ра% - значение каждого свойства, входящего в 1-й показатель для машины-аналога перспективного образца или по нормативу.
Технический уровень машины определяется комплексным показателем Ко по формуле (12.1). Категории качества в зависимости от величины Ко приводятся в табл. 12.1.
Таблица 12.1
Диапазон значений величины комплексного показателя |
||||
Категория качества |
на стадии технического проекта по отношению |
на стадии серийного производства по отношению |
||
к перспективному образцу |
к аналогу |
к перспективному образцу |
к аналогу |
|
Высшая Первая Вторая |
1Жо<0,95 0,9б^Л:о>0,8б /Со<0,85 |
К0>1,05 1,05>А:о>0,9 /Со<0,9 |
КоЗгО,85 0,863* ЛГо>0,8 /С0<0,8 |
1>/Со^О,85 Ко<0,85 |
Из таблицы следует, что коэффициент К2 на стадии серийного производства для одной и той же категории качества меньше, чем на стадии технического проекта. Это объясняется тем, что за время серийного производства в связи с техническим прогрессом аналог может иметь значительно лучшие показатели, чем тот же аналог на стадии технического проекта этой серийной машины.