Строительные и дорожные машини стр.46

которые не должны превышать 0,02... 0,05 МПа. Более эффективны в таких условиях экскаваторы на шагающем ходу. При этом башмаки или лыжи с большой опорной поверхностью приводятся в движение специальным механизмом - механическим или гидравлическим, применяемым обычно для драглайнов.

3.3. Ковш прямой лопаты

Основным рабочим органом экскаваторов является ковш (см. рис. 3.3). К ковшам любых конструкций предъявляются следующие общие требования. Необходима высокая прочность, так как мощность на приводных двигателях имеет значительные перепады, иногда в несколько раз выше номинальной. Конструкция должна быть такой, чтобы требовалось мало времени на смену всего рабочего органа или режущих элементов (зубьев, козырька). Геометрия режущей части должна быть такой, чтобы энергоемкость процесса была минимальной, а геометрия рабочего органа в целом должна обеспечить затраты наименьшего количества энергии для его заполнения. При работе на липких грунтах не должно происходить залипание ковшей.

Ковш прямой лопаты строительного экскаватора (рис. 3.9, а) выполняется цельнолитым, сварной конструкции или комбинированным. Литые ковшы на 30...35% тяжелее сварных при том же объеме.

Строительные и дорожные машини

Рис. 3.9. Ковш прямой лопаты

Для уменьшения износа переднюю стенку ковша делают из износоустойчивой стали. Эта стенка в передней части имеет козырек, оборудованный зубьями 5 или сплошной режущей кромкой. Ковши с полукруглой режущей кромкой были впервые разработаны проф. Д. И. Федоровым.

Днище 2 ковша для устранения обычно остающегося незаполненным пространства внизу у задней стенки обычно делается изогнутым. Передняя стенка сзади имеет прилив с отверстием для засова днища. Засов 1 при опускании ковша на грунт ударяется скошенным концом о прилив, отодвигается и, оказавшись против отверстия в приливе, запирает ковш. Открывается засов рычажным механизмом и цепью 3. В ковшах большой вместимости цепь заменяется канатом, который наматывается на барабан электропривода управления запорным механизмом.

Днище открывается под действием силы собственного веса днища и грунта. На передней стенке устанавливаются в зависимости от типоразмера ковша 4...8 зубьев, обычно со сменными наконечниками. Средние зубья выступают вверх и вперед, что позволяет уменьшить сопротивление копанию. Задняя стенка ковша, как правило, литая, имеет проушины 4 для шарнирного крепления к ней рукояти и двух ее тяг, служащих для изменения угла в пределах 100...125°, образуемого передней стенкой с рукоятью, и для подвески коромысла или блока подъемных канатов. При вместимости ковша до 2 м3 применяется главным образом непосредственно подвеска блока за середину задней стенки. Подвеска блока на заднюю стенку (без коромысла) ухудшает устойчивость хода ковша в неоднородных грунтах. Устойчивость ковша и высота его подъема зависят от конструкции рукояти и стрелы.


Предыдущая || Оглавление || Оглавление || Следующая