Ковши для планировочных и зачистных работ (табл. 5, п. 4 и 5) отличаются значительной шириной и чаще всего имеют режущую кромку без зубьев. Режущая часть таких ковшей представляет собой плоский нож, приваренный к днищу и боковым стенкам. Цилиндрическая форма задней стенки и днища облегчает заполнение ксвша грунтом и его разгрузку.
Погрузочные ковши (табл. 5, п. 6) в отличиэ от планировочных выполняют меньшими по ширине, но большими по высоте. Их режущая кромка оснащается большим числом зубьев, но в некоторых случаях они отсутствуют.
При ремонте и реконструкции дорог, а также погрузке кусковых материалов в трансрорт применяют ковш с ребрами жесткости. Зубья в этом случае надежно крепят болтами. Для засыпки ям и траншей может быть смонтирован бульдозерный отвал (табл. 5, п. 7), а для рыхления грунтов и пород и взламывания асфальтовых покрытий применяют много-и однозубовые рыхлители (табл. 5, п. 8 и 9). Последние используют также при корчевании пней.
Для проведения погрузочных работ используют грейферные и захватные рабочие органы очень широкой номенклатуры (табл. 5, п. 12-18). На гидравлические экскаваторы навешивают также активные органы цепного или шнекового (табл. 5, п. 19) типа, приводимые в действие от гидродвигателей.
Для работы вблизи фундаментов зданий и других сооружений на подвижную часть стрелы устанавливают надставку, которая обеспечивает боковое смещение ковша относительно продольной оси стрелы (табл. 5, п. 11). На некоторых моделях машин применяют ковш с зубьями, расположенными с двух сторон (табл. 5, п. 20). Такой ковш позволяет разрабатывать грунт обратной лопатой ниже уровня стоянки машины и прямой - выше уровня стоянки машины.
Таблица 5
Сменные рабочие органы
5-207

Продолжение табл. 5

Глава IX
СИЛОВОЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
§ 28
Общие сведения о насосах и гидродвигателях
Насос является частью объемной гидравлической передачи. Он преобразует сообщаемую ему первичным двигателем (например, дизелем, электродвигателем и т. д.) механическую энергию в энергию потока рабочей жидкости. Рабочая жидкость транспортируется по трубопроводам к гидродвигателю, который преобразует энергию потока жидкости в механическую энергию ведомого звена гидродвигателя (вала гидромотора или штока гидроцилиндра), приводящего в действие исполнительный механизм. На гидравлических экскаваторах применяют объемные насосы в основном двух типов: шестеренные и поршневые. Объемным называют насос, в котором жидкая среда перемещается путем периодического изменения объема занимаемой ею камеры, попеременно сообщающейся с входом и выходом насоса.