В некоторых случаях из-за несоблюдения сроков ремонта износ поверхностей трения превышает установленные нормы. Увеличенные зазоры, например в сопряжении цапфа- подшипник, приводят к тому, что правильно выбранное масло перестает надежно работать, выжимается и не создает необходимой толщины масляной пленки. В этих случаях следует переходить на более вязкие смазочные материалы. Летом для смазывания трущихся поверхностей необходимо применять более вязкие смазочные материалы, чем зимой.
Не меньшее значение имеет и влага, проникающая к поверхности трения. При значительной влажности окружающей среды применяют смазочные материалы, не изменяющие своих свойств от наличия влаги.
По условиям работы детали объединяют в группы, одинаковые по удельному давлению, окружной скорости и конструктивному исполнению (табл. 15).
Для жидких масел основными показателями являются вязкость, температура вспышки, температура застывания, кислотность, а для консистентных - температура каплепаде-ния и консистенция (густота смазки). В табл. 16 приведены'характеристики применяемых на экскаваторах смазочных масел, в табл. 17 - пластичного смазочного материала.
§ 56 Смазочные системы
Системы смазки, применяемые на экскаваторах, разделяются на индивидуальные и централизованные. В первом случае масло подводится к каждой трущейся паре индивидуально с помощью смазочного устройства, расположенного в непосредственной близости от этой пары, во втором - группа отдельно расположенных пар смазывается с помощью одного устройства.
На одноковшовых экскаваторах применяют индивидуальные и централизованные смазочные системы.
Индивидуальная смазочная система, в которой смазочный материал подается к одной паре поверхностей трения, нашла применение для смазывания подшипников качения и скольжения основных элементов рабочего оборудования, гусеничных и пневмоколес-ных ходовых устройств. Централизованную смазочную систему, в которой смазочный насос или емкостная масленка подает смазочный материал к двум и более парам поверхностей трения, применяют на экскаваторах Э-652Б для смазывания зубчатых передач механизма реверса и поворота.