Строительные материалы из отходов промышленности стр.40

—    холодных — типов Бх и Вх — 800 и 600;

—    пористых — 800.

Шлакоминеральные смеси. К шлакоминеральным смесям относятся каменные материалы, укрепленные гранулированным доменным шлаком и предназначенные для устройства оснований автомобильных дорог. Для активизации шлаков и твердения смесей в их состав вводят добавки гашеной извести (1—3%) или портландцемента (3—5%). Шлакоминеральные смеси, активированные гашеной известью, медленно схватываются и твердеют, что позволяет делать разрывы в несколько суток между приготовлением смеси и ее укладкой в основания. Шлакоминеральные смеси, активированные цементом, схватываются быстрее и позволяют вести строительные работы в течение 6—8 ч.

Шлакоминеральные смеси, уложенные в слое основания, практически не требуют специального ухода и позволяют открыть движение сразу после уплотнения. Они допускают укладку асфальтобетонных покрытий сразу после уплотнения основания. При устройстве оснований из шлакоминеральных смесей на дорогах высших категорий можно использовать не только местные малопрочные каменные материалы, но и песчано-гравийные смеси.

Шлакоминеральное основание более жестко по сравнению с битумоминеральным, однако оно гораздо гибче и деформативнее оснований, устроенных из цементированных материалов, в том числе из бетона.

По трещиностойкости шлакоминеральное основание уступает битумоминеральному и поперечные трещины в нем возникают при перепадах температур. В южных районах и при достаточно толстых слоях асфальтобетонного покрытия трещинообразования в шлакоминеральном основании можно избежать.

В дорожно-строительной практике хорошо зарекомендовали себя составы шлакоминеральных смесей, в которых расход гранулированного шлака изменяется от 10 до 20%.

Минеральная часть смесей подбирается по кривым плотных смесей, рекомендованным для битумоминеральных смесей. Физико-ме-ханические свойства шлакоминеральных смесей приведены в табл. 2.7.

Таблица 2.7

Физико-механические свойства шлакоминеральных смесей

Смеси

Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, МПа в возрасте

Предел прочности при раскалывании, МПа в возрасте

Предел прочности при сжатии после 25 циклов замораживания — оттаивания в возрасте 28 сут, МПа

7 сут

28 сут

60 сут

28 сут

60 сут

Щебеночные и гравийно-песчаные, шлак гранулированный 10-20% и 1—2% извести

-

0,2-0,3

0,5-0,6

-

0,1

Не нормируется

Щебеночные и гравийно-песчаные, шлак гранулированный 5—10% и цемент:

3%

0,5

1,0

0,2-0,3

0,8

5%

0,8

2,0

0,5

1,5

Песчаные, шлак гранулированный 10-20% и цемент 3%

0,4

1,0-1,5

-

0,1-0,2

-

0,8-1,0

Шлак гранулированный 10% и цемент 5%

0,5

2,0

-

0,2

-

1,5

Шлакоминеральные смеси, затворенные 8—9% воды, хорошо перемешиваются и легко уплотняются. Асфальтобетонное покрытие, уложенное на шлакоминеральное основание, хорошо объединяется с ним.

Дорожное строительство является наиболее материалоемкой областью применения шлакового щебня. Требования, предъявляемые к шлаковому щебню, зависят от слоя дорожной одежды, где он используется. Так, материал, укладываемый в подстилающий слой, должен обладать водоустойчивостью и морозостойкостью, щебень для оснований — шероховатой поверхностью. В утрамбованном состоянии материал для строительства дорог должен обладать высокой прочностью на сдвиг. Для обеспечения движения с установленной скоростью покрытия должны иметь высокую износостойкость и сохранять ровность. Одним из основных требований к щебню для дорожного стро ительства является его способность не дробиться при укладке и уплотнении.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒