Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.10

Таблица 3.1

Материальный состав автомобиля «гЛада Калина»_

Материал

Содержание, %

Черные металлы

Пластмассы

Цветные сплавы

Резина

Шумо-, вибропоглощающие материалы

Стекло

Текстильные материалы

В стремлении удовлетворить требования различных групп потребителей автопроизводители постоянно расширяют модельные ряды автотехники, совершенствуют конструкцию и повышают качество автомобилей. Все выпускаемые транспортные средства можно разделить на легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы. Среди 50 млн автомобилей, ежегодно выпускаемых мировым автопромом, есть транспортные средства самого разного назначения, но львиную долю их составляют легковые автомобили (более 42 млн штук).

Несмотря на серьезные различия между автомобилями, производимыми разными фирмами, все они состоят из следующих блоков: несущей конструкции, кузова (или кабины), двигателя, движителя (колес или гусениц), трансмиссии, подвески, систем управления.

Несущая конструкция служит для установки и крепления на ней всех узлов и агрегатов автомобиля. В качестве последней используется рама автомобиля или кузов. В автомобилях с рамой кузов также устанавливается на нее. Рама выполняет не только функцию соединения всех систем и агрегатов автомобиля, она придает ему необходимую прочность и жесткость. Рама автомобиля может иметь различную конструкцию, но чаще она состоит из лонжеронов, соединенных между собой поперечинами. Рамы изготавливаются из стальных профилей, соединяемых между собой заклепками, болтами и сваркой.

Кузов (рис. 3.1) служит для размещения пассажиров и груза, установки сидений, панели приборов, световых приборов, климатических установок, аудиосистем, компьютера и др. Кузова большинства современных легковых автомобилей являются несущими, т.е. на них крепятся все другие узлы и агрегаты.

К кузовам предъявляют ряд технических требований, которые определяются стремлением снизить их стоимость, повысить топливную экономичность автомобиля и безопасность водителя и пассажиров.

Кузов современного автомобиля имеет стандартный набор различных элементов, назначение которых - удовлетворение технических требований к автомобилю. Он состоит из корпуса, капота, крышки багажника, дверей, крыльев, облицовки радиатора, бамперов, панели приборов, подвижных и неподвижных стекол, сидений, облицовки крыши, пола и др.

Рис. 3.1. Каркас кузова автомобиля типа «хэтчбэк»

В конструкциях, в которых кузов является несущим, установка всех систем производится на нем, и, помимо соединительной функции, он определяет жесткость и прочность автомобиля. Несущий кузов воспринимает все нагрузки, действующие на автомобиль: массу пассажиров, груза и различных систем и агрегатов, ударные, вибрационные, изгибающие нагрузки, возникающие при движении автомобиля и т.д. В нем размещаются водитель и пассажиры и, следовательно, на него возлагаются функции защиты их от воздействия внешней среды и от травматизма при аварии. Важной функцией кузова является обеспечение необходимого эстетического восприятия автомобиля, что достигается дизайнерской разработкой. Наконец, от формы кузова зависит аэродинамическое сопротивление при движении автомобиля, поэтому современные кузова имеют обтекаемую форму. Это не только улучшает скоростные характеристики автомобиля, но и повышает его топливную экономичность.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒