Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.12

Рис. 3.2. Двигатель L7X автомобиля Clio V6 фирмы Renault

Наибольшее распространение среди двигателей наземных транспортных средств имеют двигатели внутреннего сгорания (ДВС), которые могут быть поршневыми и роторными.

Самая массивная часть двигателя внутреннего сгорания -блок цилиндров с головкой (рис. 3.3). Именно в цилиндрах происходит сжатие и сгорание топливно-воздушной смеси и превращение энергии расширяющихся газов в механическую энергию поршней двигателя, которая затем с помощью шатуна преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.

Блок цилиндров двигателя изготавливается из чугуна или алюминиевого сплава. Поршни изготавливаются из алюминиевого сплава, но некоторые элементы поршня делают из стали и чугуна. Шатун изготавливают чаще всего из стали, но в некоторых двигателях используют шатуны из алюминиевых и титановых сплавов.

Рис. 3.3. Блок цилиндров двигателя \/12 фирмы ВМ\А/

Важной частью двигателя является газораспределительная система, состоящая из клапанных механизмов, с помощью которых обеспечивается поочередная подача в цилиндры топливновоздушной смеси и выпуск из них продуктов сгорания.

Необходимыми составными частями ДВС являются системы питания, зажигания, смазки, охлаждения, выпуска отработавших газов.

Важным элементом современного ДВС является катализатор дожигания выхлопных газов. Его разработка и использование на всех современных автомобилях связаны с ухудшением экологической обстановки в крупных городах с большими потоками автотранспорта. Загрязнение атмосферного воздуха потребовало введения жестких норм по содержанию токсичных продуктов в выхлопных газах. В индустриально развитых странах действуют нормы Евро-5, в России с 2010 г. вводятся нормы Евро-4. Требования этих стандартов могут быть выполнены только с использованием в системе выпуска отработанных газов катализатора дожигания.

Катализатор предназначен, как это следует из его названия, для дожигания неполностью сгоревших продуктов, содержащихся в отработавших газах, до безвредных компонентов, каковыми считаются вода и углекислый газ. Применение катализаторов дожигания позволило резко снизить загрязнение окружающей среды токсичными продуктами неполного сгорания топлива (СН, СО, N0*). Происходит это благодаря тому, что в конструкции катализаторов имеются слои драгоценных металлов - платины, палладия, родия, которые обеспечивают активное взаимодействие продуктов неполного сгорания топлива с кислородом, а также восстановление образовавшихся оксидов азота N0* до исходного нейтрального продукта - азота. Эти слои имеют высокоразвитую поверхность благодаря тому, что они нанесены на пористый керамический носитель или блок-носитель из металлической гофрированной фольги.

Катализатор дожигания устанавливается в систему выпуска отработавших газов перед глушителем, за выпускным коллектором двигателя (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Катализатор автомобиля «Лада Калина»

Наконец, работа двигателя внутреннего сгорания невозможна без источников электрического тока, от которых поступает питание на стартер при пуске, а затем происходит зажигание топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Для этого используются кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи, состоящие из пластмассового корпуса и свинцовых пластин, погруженных в раствор серной кислоты заданной плотности (концентрации). Кроме аккумуляторной батареи в автомобиле имеется еще один источник электрического тока - генератор, от которого происходит зарядка аккумулятора во время работы двигателя.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒