Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.13

Движитель преобразует энергию двигателя в движение автомобиля. Существуют различные конструкции движителей, но в подавляющем большинстве автомобилей движение осуществляется с помощью колес, которые могут быть ведущими и ведомыми. Ведущие колеса приводятся в движение с помощью трансмиссии. Это они создают автомобилю тяговое усилие благодаря контакту колеса с дорогой и возникающей силе трения. Если сила трения недостаточна, вращающееся колесо пробуксовывает, и автомобиль не движется. Колесо автомобиля имеет важное значение: от него зависит не только возможность движения автомобиля, но и управление, топливная экономичность, комфортабельность и безопасность пассажиров и водителя.

Колесо - это конструкция, объединяющая пневматическую резиновую шину (как правило, с камерой), металлические обод, соединительный диск и ступицу. Обод, на который надевается шина, жестко соединяется с диском, который крепится к ступице болтами или гайками. Конструкция колеса предусматривает охват им ступицы (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Конструкция колеса автомобиля: 1 - обод; 2 - камера; 3 - шина; 4 - вентиль

Для разборки и последующего использования автокомпонентов изношенных автомобилей важно, что на ободья колес, так же как и на пневматические шины, наносится маркировка, указывающая важнейшие размеры колеса.

Пневматическая шина состоит из покрышки и камеры. Покрышка изготавливается из износостойкой резины и армирующего корда. Основой резины является каучук, который смешивается с различными ингредиентами (современные высококачественные резины состоят из 18...20 ингредиентов). Для превращения пластичной резиновой смеси в эластичную, прочную резину ее вулканизуют под давлением при повышенной температуре в специальных пресс-формах.

Покрышка неоднородна по конструкции и материальному составу, что позволяет обеспечить различным ее участкам разные свойства в соответствии с испытываемыми при эксплуатации нагрузками. Она состоит из борта, бортовой проволоки, каркаса, брекера, боковины и протектора (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Конструкция автопокрышки:

1 - борт; 2 - бортовая проволока; 3 - каркас; 4 - брекер; 5 - боковина; 6 - протектор

Каркас шины изготавливают из прорезиненного корда, в качестве которого используют полимерные нити или стальную проволоку. Именно корд обеспечивает высокую прочность и эксплуатационную долговечность покрышки.

Борта шины предназначены для плотной и жесткой посадки на обод колеса, для чего внутрь бортов вставлена и прочно соединена с резиновой массой стальная проволока.

Внутри покрышки имеется резиновая эластичная камера, она не имеет каркаса и способна растягиваться. Для создания в камере повышенного давления воздуха у нее имеется вентиль с клапаном.

В ряде случаев используют бескамерные шины. Такая покрышка герметично соединена с ободом колеса благодаря специальным слоям эластичной резины, нанесенной на внутреннюю и внешнюю стороны шины.

Трансмиссия автомобиля (рис. 3.7) предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к движителю, т.е. к ведущим колесам. Кроме того, с ее помощью можно изменить величину крутящего момента и его направление.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒