Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.2

Исходя из вышесказанного, утилизация автомобилей должна развиваться в двух направлениях: восстановления и повторного использования узлов, агрегатов и других автокомпонентов, сохранивших свой ресурс, и переработки узлов и агрегатов, не подлежащих восстановлению, во вторичные материальные ресурсы с целью их использования при производстве новых материалов.

1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ

За прошедшее столетие после начала массового производства автомобилей стала ясна цена, которую приходится платить обществу за удобства, предоставляемые колесным транспортом. Раньше других это поняли страны с высоким уровнем производства и потребления автотранспортных средств - США, Япония, Германия, другие страны европейского сообщества.

Особенно отчетливо это проявилось в конце прошлого века, когда резко увеличились темпы автомобилизации многих стран и ускорилось обновление модельных рядов автомобилей. Это привело к общему увеличению численности автомобилей и сокращению периода их эксплуатации и, как следствие, резко увеличило нагрузку на окружающую среду и в части токсичных выбросов, образующихся при эксплуатации автомобиля, и в части избыточного потребления материальных и энергетических ресурсов.

Такая ситуация потребовала от общества разработки жестких требований к производителям и потребителям автотехники, позволяющих ограничить ее пагубное воздействие на окружающую среду. Разработанные нормы касаются всех стадий жизненного цикла автомобиля: от его проектирования до завершения эксплуатации.

Целями ЕС, США, Японии и других стран при обращении с автомобилями, выработавшими свой ресурс, являются:

-    уменьшение загрязнения окружающей среды (почвы, воды, атмосферного воздуха) продуктами деградации автомобилей;

-    сокращение потребления материальных и энергетических ресурсов;

-    уменьшение затрат на производство материалов за счет использования вторичных материальных ресурсов;

-    сокращение нагрузки на окружающую среду за счет уменьшения добычи природных ресурсов.

Расчеты специалистов показывают, что утилизация среднестатистического легкового автомобиля массой 1050 кг позволяет сэкономить 3300 кг природных материальных ресурсов, снизить расход энергии на 56 ООО МДж, уменьшить выбросы вредных веществ на 1950 кг. Затраты на утилизацию такого автомобиля составляют 3000 рублей.

Оценка воздействия автомобиля на окружающую среду, в том числе по потреблению природных ресурсов, производится по стандартам ИСО 14040-ИСЮ 14043. С целью обеспечения выполнения требований этих стандартов в ЕС разработан ряд директивных документов, обязательных для исполнения всеми странами сообщества.

Среди других мер эти документы предписывают:

-    резкое сокращение образования неутилизируемых отходов при завершении жизненного цикла автомобиля;

-    повторное использование деталей и автокомпонентов;

-    необходимость производства из изношенных частей автомобиля вторичных материальных ресурсов;


⇐ вернуться назад | | далее ⇒