Современные предприятия, занятые утилизацией автомобилей и восстановлением снятых с них деталей, оснащаются автоматизированными средствами контроля последних поколений -координатными измерительными приборами с автоматической обработкой результатов измерения. Такие средства измерения позволяют повысить производительность труда и надежность измерения, исключив влияние человеческого фактора. Однако стоимость такого оборудования достаточно высока, и его исРГ.'С"'.Т/<ЛЯ ГССг ’.'.Г 41
БИЬЯ-ЖП с. К А 20 VI пользование целесообразно лишь на крупных предприятиях с большими объемами производства.
Неразрушающие способы контроля структуры деталей осуществляются с помощью:
- переносных и стационарных рентгеновских аппаратов типа РУП и РАП;
- гамма-дефектоскопов типа РИД и РК;
- ультразвуковых дефектоскопов типа ДУК и УД;
- магнитных дефектоскопов типа УМД;
- импедансных акустических дефектоскопов типа ИАД;
- электромагнитных дефектоскопов типа ППД и ВД и других приборов.
В зависимости от характера повреждений и величины отклонения характеристик от требуемых значений контролируемые детали подразделяют на годные, подлежащие восстановлению и непригодные для восстановления. Решение о восстановлении принимается в том случае, если оно признается технически и экономически целесообразным. Критерием эффективности является сравнение затрат на восстановление со стоимостью новой детали.
Годные детали без какой-либо доработки направляются для повторного использования на комплектацию действующего производства и в розничную торговлю.
Непригодные для восстановления детали утилизируются. При этом должны быть организованы раздельное накопление и хранение металлических отходов с учетом их классов, групп, сортов и видов в соответствии с действующими стандартами на отходы металлов.
Контрольные вопросы
1. Как производится разборка утилизируемых автомобилей?
2. Какие процессы и аппараты используются при мойке и очистке деталей и агрегатов автомобилей?
3. Как проводится струйная очистка деталей?
4. Какие процессы и аппараты используются при дефектации деталей, снятых с утилизируемых автомобилей?
5 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
В процессе эксплуатации детали и агрегаты автомобиля изнашиваются, теряя первоначальные характеристики, размеры и внешний вид. При этом износ узлов и агрегатов автомобиля различен.
Практика показывает, что не менее 25 % снятых с автомобиля узлов и деталей могут быть повторно использованы без какой-либо доработки, поскольку сохраняют конструктивные и эстетические характеристики. Еще 50 % деталей могут быть доработаны с помощью современных технологий восстановления, причем себестоимость восстановительных работ не превышает 30 % от стоимости новых деталей.
Восстановление деталей, снятых с автомобиля при его утилизации, - сложный многостадийный технологический процесс, целью которого является устранение выявленных дефектов и отклонений от геометрических размеров и обеспечение их заданных физико-механических и эксплуатационных характеристик. Восстановление деталей и узлов позволяет использовать их остаточную долговечность, значительно сокращая ресурсопотребление по сравнению с производством новых изделий.