В утилизируемом автомобиле содержится значительное количество различных сплавов на основе цветных металлов: алюминия, меди, цинка, магния, свинца и др. Наличие заводских клейм, нормативно-технической документации и средств контроля позволяет при разборке автомобилей производить сортировку деталей с учетом марок сплавов, из которых они изготовлены. При этом детали из черных сплавов сортируются по классам, группам и видам, а детали из сплавов цветных металлов -по классам, группам и сортам. Не допускается поставка в металлолом агрегатов и узлов автомобилей без разборки и сортировки, которые резко повышают эффективность утилизации и стоимость отходов.
6.3. Технология и оборудование для подготовки металлолома к переплаву
Под переработкой отходов металлов подразумевается технологический процесс, в результате которого они приводятся в состояние, пригодное для использования в металлургическом и литейном производствах.
Автомобильный металлолом при подготовке к переплаву прессуют, дробят и сортируют по видам.
6.3.1. Прессование автомобильного металлолома
Перед измельчением автомобильный кузов и другой крупнота аритный металлолом прессуются. Для уплотнения металлолома используют пакетировочные прессы. Особенность их работы в том, что прессование одновременно осуществляется в трех плоскостях, в результате чего получают прочные компактные пакеты. Пресс имеет камеру прессования с несколькими плунжерами, гидравлическую аппаратуру с баком для масла, механизм загрузки камеры. Пакетирование облегчает дробление металлического кузова и приводит к снижению потерь металла на угар в процессе последующей плавки.
Модель пресса и его рабочие характеристики определяют допустимую толщину листа металлолома и параметры пакетов спрессованного лома. Процесс включает следующие операции: загрузку лома в пресс, прессование в различных направлениях, складирование пакетов. При этом используют краны, грузоподъемные электромагниты и другую механизированную технику. Отечественная промышленность выпускает гидравлические прессы с усилием прессования от 1 МН до 31,5 МН. Характеристики некоторых из них приведены в табл. 6.5.
Таблица 6.5
Технические характеристики некоторых моделей _пакетировочных прессов_
Характеристика |
Модель пресса | ||
Б 1642 |
Б 1638 |
Б 1334 | |
Максимальная толщина прессуемого металлолома (сталь с ст. = 450 МПа), мм | |||
Усилие прессования, МН |
6,3 |
2,5 | |
Габариты пакета, не более, м: | |||
- длина |
0,5 | ||
- ширина |
0,5 |
0,36 | |
- высота |
0,71 |
0,5 |
0,36 |
Производительность, пакетов/ч | |||
Давление рабочей жидкости, МПа | |||
Мощность электродвигателя, кВт | |||
Габариты пресса, мм | |||
- длина |
18700 |
15100 |
9000 |
- ширина |
18600 |
11930 |
5350 |
- высота |
5870 |
4675 |
2780 |
На рис. 6.1 показана схема пресса Б 1642, применяемого для пакетирования металлолома.

6.1. Пакетировочный гидравлический пресс Б 1642
Процесс прессования осуществляется следующим образом. Металлолом краном загружается в загрузочную камеру б пресса, откуда поступает в пресс-камеру 2. Крышка 3 закрывается с помощью механизма прижима 4, и лом прессуется. При этом формируется окончательная высота пакета. Затем с помощью механизма поперечного прессования 1 формируется ширина пакета. После этого механизм продольного прессования 7 формирует длину пакета. В это время давление в гидросистеме максимально. По окончании прессования включается механизм разгрузочного устройства 8, и пакет с помощью механизма 5 выталкивается из камеры. Затем окно выдачи пакета закрывается, и пресс готов к очередному циклу работы.