Таблица 7.1
Расход энергии при дроблении кузовов автомобилей
Комплектация |
Расход энергии, кВт ч/т |
Вместе с двигателем, шинами, сиденьями |
25.. .28 |
Без двигателя, шин и сидений |
20... 23 |
Сплющенный кузов |
15...18 |
Как видно из представленных в таблице данных, наличие шин, двигателя и других агрегатов и узлов увеличивает энергоемкость процесса на 60 %. При этом существенно снижается производительность установки и ухудшается качество видовой сепарации продуктов.
На рис. 7.1 показана принципиальная технологическая схема утилизации кузова автомобиля.
Согласно этой схеме с автомобиля перед пакетированием и дроблением снимаются агрегаты и крупные детали: бамперы, колеса, бензобак, сиденья и др.
Кузов автомобиля / поступает в пресс-ножницы 2, пакетируется и измельчается в дробилке 3. Далее дробленый продукт попадает на пластинчатый конвейер 5, над которым подвешен магнитный сепаратор 4. С его помощью происходит выделение из потока черных металлов, которые поступают на склад готовой продукции. Оставшийся на конвейере дробленый продукт, содержащий цветные металлы и неметаллические материалы, проходит видовую сепарацию в пневмосепараторе 6.
При этом неметаллические материалы выводятся из потока, а цветные металлы разделяются по видам сплавов в установке радиометрической сепарации 7.

Рис. 7.1. Технологическая схема утилизации изношенных автомобилей:
1 - автомобиль; 2 - пресс-ножницы; 3 - молотковая дробилка; 4 - подвесной магнитный сепаратор; 5 - конвейер пластинчатый; 6 - пневматический сепаратор; 7 - установка радиометрической сепарации
За рубежом рядом фирм выпускаются комплектные линии для утилизации кузовов автомобилей и другого легковесного металлического лома. В табл. 7.2 приведены характеристики некоторых комплектных установок, выпускаемых фирмой «Metso Lindemann» (Германия) для утилизации автомобилей.
Установки перерабатывают цельные кузова автомобилей после слива рабочих жидкостей, снятия опасных автокомпонентов и других агрегатов (двигателя, колес и т.д.). Схема работы одной из них показана на рис. 7.2.
Технологический процесс переработки автомобильных кузовов на установке состоит из следующих операций: подготовки кузова; загрузки его в шредер; дробления кузова; сортировки дробленых продуктов; удаления и складирования готовой продукции.
Таблица 7.2
Характеристики шредерных установок фирмы «Metso Lindemann» ___для утилизации автомобилей___
Модель |
Характеристики | |||
мощность привода, кВт |
ширина загрузочного лотка, мм |
скорость вращения ротора, мин'1 |
производительность, т/ч | |
ZZ 190x260 |
1030 1500 |
2500 |
24..38 33...45 38..50 45...60 | |
ZZ 225x260 |
1500 2200 2600 3000 |
2500 |
50... 70 70...90 80...100 90...110 | |
3000 |
100...120 | |||
гг 250x260 |
3700 |
2500 |
120...150 | |
4400 |
140...180 | |||
5100 |
160.. .210 | |||
гг зоохзоо |
6000 |
2900 |
180... 230 | |
7500 |
220..280 |
Кузова автомобилей гидравлическим краном с грейферным захватом подаются на наклонный конвейер, по которому они под собственным весом передвигаются к двум питающим валкам 1 шредера 2. Верхний питающий валок способен перемещаться в вертикальной плоскости, что позволяет ему занимать оптимальное положение для приема кузовов различного размера. Валки захватывают кузов автомобиля, сплющивают его и проталкивают в шредер.