Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.42

Стальные детали с каплями и наплывами припоя, остатками латуни накапливают и отгружают как низкокачественный лом черных металлов, содержащих медь. Припой, который стекает при оплавлении на площадку, переплавляют в слитки, которые реализуют как оловянно-свинцовые сплавы.

Общие потери цветных металлов при этом способе разделки радиаторов составляют чуть выше 4 % и представлены потерями с ломом черных металлов, угаром при резке и потерями при переплавке припоя.

Огневая резка радиаторного лома сопровождается значительными выделениями вредных веществ. Запыленность воздуха, удаляемого от места разделки, составляет в среднем 87 мг/м3. В пыли находятся свинец, олово, цинк, медь, т.е. металлы, содержание которых в воздухе рабочей зоны и в атмосфере населенных пунктов лимитируется санитарными нормами.

Процесс подготовки радиаторного лома малопроизводителен и требует большого количества ручного труда. Разработана технология механизированной подготовки лома радиаторов к металлургическому переделу, которая включает следующие операции: дробление, грохочение, магнитную сепарацию и пылеулавливание. Широкого применения эта технология пока не нашла.

7.5. Утилизация катализаторов дожигания выхлопных газов

Сравнительно новым компонентом автомобилей являются катализаторы дожигания выхлопных газов. Как известно, выхлопные газы содержат токсичные продукты горения углеводородных топлив: оксид углерода, оксиды азота, углеводородные радикалы и др. Их содержание в выбросах автомобиля зависит от его конструкции, режима движения и качества используемого топлива.

Для снижения токсичности выхлопных газов используют катализаторы дожигания, которые превращают токсичные продукты в безвредные вещества: углекислый газ, воду и азот.

Катализ широко присутствует в окружающей природе и используется во многих промышленных производствах, особенно в химической промышленности. Катализ позволяет интенсифицировать химические превращения.

Катализаторы дожигания выхлопных газов представляют собой носитель с высокоразвитой поверхностью, на которую нанесены каталитически активные вещества. В качестве носителя используются пористая керамика и металлическая фольга.

Каталитически активными веществами в автомобильных катализаторах являются драгоценные металлы: платина (РО, палладий (Рс1), родий (ЯЬ) и некоторые другие. Поверхность активного слоя на носителях измеряется сотнями квадратных метров, а толщина составляет несколько нанометров. Автомобильная промышленность является крупнейшим потребителем этих металлов. Мировой автопром ежегодно потребляет 150 т платины и 140 т палладия для производства автокатализаторов. Драгоценные металлы, выполняющие роль катализаторов, не расходуются при химических реакциях превращения токсичных продуктов выхлопных газов в безвредные вещества, но облегчают этот процесс.

Катализаторы дожигания устанавливают, как правило, сразу за приемной трубой, перед глушителем. Химические реакции на поверхности катализатора протекают при температуре

150...180 °С, т.е. после того, как слои каталитически активных металлов прогреются от выхлопных газов.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒