Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.43

Срок службы автокатализаторов составляет в странах ЕС, США и Японии 100... 150тыс. км. В России он существенно меньше - 40... 50 тыс. км - из-за низкого качества топлива, некоторые компоненты которого «отравляют» каталитически активные металлы, а также из-за неудовлетворительного качества автодорог, благодаря чему хрупкий керамический носитель разрушается от частых ударных и вибрационных нагрузок.

В странах с развитой автомобильной промышленностью дорогостоящие катализаторы дожигания, снимаемые с выводимых из эксплуатации автомобилей, подлежат обязательной утилизации. В России утилизация автомобилей, имеющих в своем со ставе катализаторы дожигания, пока не носит массового характера. Однако содержание в катализаторах драгоценных металлов столь велико, что их утилизация экономически эффективна. Следует сказать, что переработка первичного сырья при содержании в нем платины в количестве 2*10 "6 % считается рентабельной. Содержание же драгоценных металлов в отработанных катализаторах составляет 0,09...0,13 %, в том числе платины -до 0,12%.

В катализаторах дожигания массой 1,2 кг содержится около 1,5 г драгоценных металлов. Учитывая, что современные технологии позволяют извлекать 94...99 % драгметаллов, утилизация катализаторов дожигания выхлопных газов является высокоэффективной.

Платина - тугоплавкий и труднолетучий металл. Он обладает способностью адсорбировать на поверхности кислород и водород.

Мельчайший порошок платины с размером частиц

20...40мкм называется платиновой чернью, ее каталитическая активность выше, чем у компактного металла. Один объем платиновой черни «поглощает» 100 объемов кислорода. Именно это свойство позволяет широко использовать платину в качестве катализатора дожигания выхлопных газов автомобиля.

Платина - чрезвычайно инертный, устойчивый к различным химикатам металл. В тонкодисперсном состоянии она хорошо растворяется в царской водке - смеси азотной (1 часть) и соляной (3 части) кислот.

Традиционные технологии утилизации автомобильных катализаторов включают следующие этапы:

-    сбор и первичную обработку катализаторов;

-    получение концентратов драгоценных металлов;

-    аффинаж.

Первичная обработка автокатализаторов заключается в механическом извлечении носителя драгоценных металлов из стального корпуса и, при необходимости (в зависимости от используемой технологии), его измельчении. После дробления проводится классификация по крупности с целью получения однородного продукта с требуемой дисперсностью.

Получение концентратов драгоценных металлов осуществляется гидро- и пирометаллургическим способами. Содержание драгоценных металлов в концентрате составляет более 95 %.

При использовании гидрометаллургических процессов драгоценные металлы растворяют в царской водке. Полученные продукты фильтруют и затем из раствора выделяют драгоценные металлы различными реагентами. В результате химического взаимодействия образуется платинохлористоводородная Нг(Р1С16) и другие кислоты. При обработке катализатора царской водкой удается извлечь 98...99 % драгоценных металлов.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒