Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.45

-    захоронение на полигонах.

Основным способом обращения с отходами пластмасс должно стать их повторное использование, выполняющее при производстве изделий из пластмасс такую же роль, какую играет металлолом в металлургии. Однако в силу различных, прежде всего организационных, причин это сделать не всегда удается. Поэтому некоторое количество отходов пластмасс, образующихся при утилизации автомобилей, подвергается пиролизу, сжигается и захоранивается.

Пиролиз полимерных материалов проводится при температуре 400...500 °С при ограниченном доступе воздуха. Продуктами пиролиза являются ценные сырьевые материалы: пиролизный газ, не уступающий по своим свойствам природному газу, пиролизная смола, являющаяся ценным продуктом для синтеза полимерных материалов, и твердый углеродный остаток, идущий на изготовление адсорбента.

Пластмассы обладают высокой теплотворной способностью. Некоторые из них (полиэтилен, полипропилен и др.) превосходят по этому показателю природные топливные ресурсы - уголь и нефть. Поэтому трудно отделяемые от других материалов пластмассовые детали небольшого размера сжигают. В отличие от природного топлива при сжигании пластмасс выделяются токсичные продукты, что требует значительных затрат на очистку дымовых газов.

Захоронение - со всех точек зрения нерациональный способ обращения с пластмассовыми отходами, т.к. не приносит никакого экономического или технического результата, но требует строительства дорогостоящих полигонов.

Сжигание и захоронение неутилизируемых отходов, в т.ч. пластмасс, будут рассмотрены в главе 13.

В общем виде переработка отходов пластмасс с целью их повторного использования состоит из следующих стадий: сортировки, мойки, сушки, измельчения и гранулирования.

Сортировка заключается в разделении деталей по видам пластмасс. Она проводится вручную на сортировочных столах.

Идентификация видов пластмасс производится с целью отделения друг от друга отходов изделий, изготовленных из различных полимеров, поскольку их смешивание приводит не только к ухудшению внешнего вида и физико-механических свойств будущих изделий, но и очень часто снижает технологические свойства получаемых вторичных материалов. С целью идентификации в последние годы все автомобильные заводы и производители автокомпонентов наносят на пластмассовые детали маркировку, показывающую марку использованного полимера.

Мойка деталей осуществляется с целью очистки отходов от загрязнений с помощью специальных моющих агрегатов. Для мойки используют воду и синтетические моющие средства.

Сушка вымытых деталей осуществляется с целью удаления остатков воды.

Измельчение и гранулирование отходов пластмасс производится с целью получения вторичного сырья, которое по форме и размерам соответствовало бы первичному сырью.

Первичное сырье, используемое при изготовлении изделий из пластмасс, представляет собой гранулы со стандартной величиной зерен, с постоянной объемной массой и хорошей сыпучестью. Вторичные материалы, получаемые из отходов термопластов, должны иметь аналогичный гранулометрический состав. Для этого используются специальные аппараты для переработки полимерных отходов.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒