Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.5

Так, при выборе конструкции соединения деталей автомобиля устанавливается следующая приоритетность:

-    быстроразъемные соединения с использованием защелок, зажимов, клипс и др.;

-    резьбовые соединения, винты, болты, шпильки, доступные для электро- и пневмоинструмента;

-    легкоразъемные клеевые соединения.

Неразъемные соединения (сварка, пайка, прессовая и горячая посадка, склеивание высокопрочными клеями) используются только там, где это требуется для обеспечения конструктивной прочности автомобиля.

При выборе пластмасс предпочтение отдается термопластичным, легко поддающимся повторной переработке материалам: полипропилену, полиэтилену, АБС-пластику, полистиролу, полиметилметакрилату, полиэтилентерефталату, полибутилен-терефталату, поликарбонату и др. Термореактивные пластмассы, которые не могут быть расплавлены или переведены в вязкотекучее состояние путем нагревания, в настоящее время в серийном производстве автомобилей не используются.

Начиная с 2000 г., в странах ЕС введена обязательная единая маркировка деталей и узлов автомобилей, облегчающая видовую сепарацию и рациональное использование отходов. При выпуске новых марок автомобилей разрабатываются технологические инструкции по их разборке и возможным направлениям утилизации автокомпонентов, т.к. и законодатели, и производители автомобилей отчетливо понимают, что без четкой маркировки, понятных и доступных технологий разборки невозможно обеспечить к 2015 г. возврат в производство 85 % массы выпускаемых автомобилей.

Следуя предписанным нормативным требованиям, автопроизводители вырабатывают собственную техническую политику, которая должна обеспечить безусловное выполнение принятых норм.

В Японии закон об утилизации автомобилей вступил в действие с 01.01.2005 г. Он регламентирует разборку автомобилей, использование снятых узлов и агрегатов, дробление кузова, ре-циклинг материалов, сжигание и захоронение нерециклируемых отходов. Объем рециклируемых автокомпонентов и материалов в Японии в 2005 г. достиг 88 % массы автомобиля. Японские автопроизводители стремятся увеличить его в 2010 и 2015 гг. до 92 и 95 % соответственно.

Некоторые японские фирмы, например. Тойота, планируют в 2010 г. увеличить в 10 раз по сравнению с 2002 г. продажу восстановленных узлов и деталей. При этом стоимость демонтированных автокомпонентов, пригодных к повторному использованию, вдвое ниже стоимости новых деталей и агрегатов. Для облегчения разборки утилизируемых автомобилей Тойота создает специальное технологическое оборудование и оснастку.

Согласно законодательству Германии автопроизводители должны принимать свои автомобили на утилизацию. Крупные автомобилестроительные фирмы строят специальные заводы для разборки и утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей. Такие заводы по масштабам сопоставимы с автосборочными производствами. Сбор подлежащих утилизации автомобилей осуществляют 1180 фирм.

Наряду с крупными предприятиями в стране существуют и мелкие фирмы, занятые утилизацией автомобилей. Дтя проведения таких работ требуется лицензия и наличие технической документации.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒