Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.51

Измельченные отходы ППУ в виде порошка можно добавлять в термопластичный полиуретан, в резиновые смеси на основе нитрильных, хлоропреновых и других полярных эластомеров в качестве усиливающих наполнителей.

Например, для изготовления различных эластичных деталей используют композицию из 6...25 % уретанового форполимера,

4...5    % полистирола и 70.. .90 % измельченных отходов ПГГУ. Возможно также изготовление формованных деталей из отходов пористых или непористых полиуретановых эластомеров. Дня этого их измельчают, пластицируют в экструдере с одновременным отводом газообразных продуктов, причем термообработку ведут с регулированием температуры по зонам:

130...170°С    в первой зоне и 160...190°С во второй. Полученные компаунды представляют собой эластичные термопластичные материалы, которые обладают хорошими физикомеханическими свойствами и применяются при изготовлении формованных деталей способом литья под давлением. В табл. 8.5 представлены физико-механические показатели таких деталей.

Таблица 8.5

Физико-механические показатели формованных деталей _ из отходов ППУ

Наименование показателей

Значение показателей

Прочность при растяжении, МПа

Относительное удлинение при разрыве, %

Плотность, г/см’

1,15

Твердость по Шору А, уел. ед.

Утилизация деталей из полистирольных пластиков. Полистирольные пластики широко применяются в различных отраслях промышленности. В автомобильной промышленности используются изделия из ударопрочного полистирола и акрило-нитрилбутадиенстирола (АБС). Это детали облицовки интерьера, различные крупногабаритные детали, получаемые термоформованием из листовых материалов.

В табл. 8.6 приведены данные об изменении свойств полистирола в процессе многократной переработки.

Многократная (до 5 раз) экструзия полистирола, как видно из данных табл. 8.6, приводит к незначительному изменению его характеристик, за исключением относительного удлинения.

Таблица 8.6

Влияние многократной переработки на свойства _ударопрочного полистирола_

Наименование показателя

Кратность переработки

Удельная ударная вязкость, кДж/мг

3350

3510

3580

3300

3400

Прочность при растяжении, МПа

35,4

34,2

34,5

33,7

33,7

Относительное удлинение, %

21,1

20,3

12,2

9,6

11,1

Молекулярная масса Ю'3

193,6

171,8

160,3

149,6

137,7

Показатель текучести расплава, г/10мин

4,44

5,35

5,75

5,86

5,96

Наиболее простым и эффективным способом утилизации отходов полистирольных пластиков является их дробление и использование полученной крошки в качестве добавок к исходному материалу. При содержании в композиции до 20 % по массе вторичного пластика эксплуатационные и технологические характеристики материала практически не отличаются от свойств первичного полимера.

Измельчение амортизованных изделий из полистирольных пластиков проводится на роторных дробилках, а полученная крошка вследствие однородности по гранулометрическому составу не требует дополнительной грануляции через расплав. Для последующей переработки литьем под давлением целесообразно использовать крошку размером около 5 мм.

Утилизация деталей из реактопластов. Наряду с термопластами в автомобилестроении иногда используются и реакто-пласты, которые не плавятся при нагревании. Их утилизация описанными выше технологиями невозможна. К ним относятся, в частности, стеклопластики, которые используются, в основном, для тюнинговой доводки автомобиля.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒