Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.52

Стеклопластики состоят из термореактивного полимера и стеклянного наполнителя в виде нитей или текстильной основы. Стеклянный наполнитель, являясь чрезвычайно прочным, для своего разрушения требует значительных затрат энергии. К тому же его частицы обладают высокой абразивностью, что приводит к бысгрому износу ударных органов измельчающего оборудования.

Для измельчения отходов стеклопластиков используются дезинтеграторы специальной конструкции, основным ударным органом которых являются пальцы двух роторов, вращающихся навстречу друг другу с высокой скоростью (более 120 м/с). За время пребывания в камере дезинтегратора, которое составляет всего 0,25 с, материал разрушается с образованием частиц размером в несколько микрон, приобретая совершенно новые физико-химические свойства. У частиц такого порошка имеются функциональные группы, делающие его активным наполнителем. Кроме того, резко возрастает их удельная поверхность. Размер частиц органической части порошка, т.е. самого реактопла-ста, составляет З...20мкм. Они агрегируются в конгломераты размером до 100 мкм, имеющие сферическую форму. Стеклянные частицы наполнителя вытянуты, нитеобразны, отношение длины к диаметру такой частицы составляет 1,5.. .2,0.

Стеклопластиковые порошки называют органоминеральным наполнителем (ОМН). Такой наполнитель выполняет роль модификатора: благодаря наличию функциональных групп на поверхности частиц он участвует в химическом взаимодействии с полимером. За счет этого ускоряется процесс образования трехмерной структуры, а полученные материалы приобретают высокие физико-механические свойства. Использование ОМН в качестве наполнителей в композициях на основе реактопластов снижает время отверждения в 6... 10 раз, повышает теплостойкость до 200 °С.

Используют ОМН и для изготовления лакокрасочных покрытий с хорошими декоративными свойствами, повышенными физико-механическими характеристиками и более высокой эксплуатационной долговечностью.

Введение ОМН в клеевые композиции на основе эпоксидных смол позволяет повысить прочность при отрыве в

1,5...2 раза при склеивании титанового сплава и на 10...15% при склеивании стали. Время отверждения клеевой композиции снижается с 24 до 4 ч. Предельное содержание порошка стеклопластика в клее не должно превышать 33 %.

Таким образом, основные виды полимеров, используемых при серийном изготовлении автомобилей, являются термопластами. Они способны к многократной переработке и являются ценным вторичным сырьем, практически не уступающим по своим характеристикам первичным материалам.

Для их эффективного использования необходим раздельный сбор утилизируемых деталей и строгое разделение их по видам пластиков. Для облегчения идентификации и раздельного сбора полимеров заводы-производители указывают на деталях вид использованного сырья.

Наиболее рациональным способом обращения с утилизируемыми пластмассовыми деталями автомобилей является их применение в измельченном виде в составе полимерных композиций того же состава для производства аналогичных деталей.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒