Существующие промышленные установки для утилизации шин способом пиролиза имеют высокую производительность (30.. .50 тыс. т отходов в год).
Японские специалисты, выполнившие сравнительный экономический анализ различных направлений утилизации изношенных шин, пришли к выводу, что пиролиз наиболее эффективен.
При сжигании автопокрышек происходит полное разрушение исходных продуктов с выделением значительного количества тепловой энергии, т.к. резиновые отходы являются высококалорийным продуктом. По энергетическому потенциалу автопокрышка сравнима с высококачественным углем: ее теплотворная способность составляет 30 МДж/кг.
В Японии с целью получения тепловой энергии сжигают 200 тыс. тонн шин ежегодно.
В Великобритании для сжигания покрышек используется вертикальная циклонная печь с внутренним диаметром 1,8 м, отличающаяся непрерывной подачей шин в неподвижную топку, высокой температурой сжигания 1900. ..2100 °С, а также грануляцией жидкого ишака. Производительность такой печи не менее 1 т/ч, время пребывания шины в печи - 2...5 мин, номинальная паро-производительность котла-утилизатора - 13,6 тыс. т/год.
Автопокрышки используются в качестве альтернативного топлива в цементных печах. Разработаны автоматизированные системы загрузки в печь изношенных покрышек без измельчения. Процесс осуществляется с помощью роликового конвейера с применением весового дозатора, определяющего массу каждой покрышки, что необходимо для правильного дозирования воздуха и основного топлива, которое осуществляется автоматически с помощью ЭВМ. Использование автопокрышек в количестве до 25 % от массы основного топлива позволяет организовать процесс горения практически без выделения угарного газа и обеспечить полное сгорание шин. Содержащийся в покрышках метал-локорд оплавляется, окисляется и переходит в виде оксидов в вырабатываемый клинкер (полуфабрикат цемента), что улучшает свойства конечного продукта.
Таким образом, существующие способы восстановления и вулканизации изношенных автопокрышек и резинотехнических изделий предоставляют переработчикам широкий спектр возможностей как для получения высококачественных восстановленных изделий, так и для производства ценных вторичных ма-териальных и энергетических ресурсов, пользующихся спросом на рынке.
Контрольные вопросы
1. Дайте классификацию способов утилизации автопокрышек и других резиновых отходов.
2. Расскажите о физических способах утилизации автопокрышек и применении резиновой крошки.
3. Расскажите о производстве регенерата из изношенных автопокрышек.
4. Расскажите о пиролизе и сжигании автопокрышек.
10. УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Моторные масла являются одним из видов нефтепродуктов, к которым относятся также топлива, смазки и др. Масла подразделяются на моторные, трансмиссионные, энергетические и индустриальные. Ассортимент смазок чрезвычайно широк и включает более 200 марок полужидких, пластичных и твердых материалов. Все нефтепродукты, как правило, являются многокомпонентными системами. В их состав входят различные добавки (антидетонаторы, противостарители, загустители, присадки и др.), которые предназначены для придания нефтепродуктам технических свойств, обеспечивающих их работоспособность в специфических условиях.