Принятая в развитых странах технология утилизации автомобилей включает следующие обязательные стадии:
- сбор автотранспортных средств с выдачей их владельцам документа о проведении утилизации;
- слив из различных систем автомобиля всех рабочих жидкостей с последующей их регенерацией;
- демонтаж опасных и токсичных автокомпонентов, включая аккумуляторные батареи, масляные фильтры, топливные баки, подушки безопасности и др.;
- демонтаж автокомпонентов и деталей, пригодных для дальнейшей эксплуатации без доработки;
- дефектацию и восстановление для дальнейшей эксплуатации автокомпонентов и деталей, требующих ремонта;
- переработку дроблением и видовую сепарацию остатков утилизируемого автомобиля;
- раздельную переработку отходов из различных материалов с целью производства вторичных материальных ресурсов;
- сжигание горючих нерециклируемых отходов с получением энергии;
- захоронение неутилизируемых негорючих отходов.
Таким образом, в индустриально развитых странах накоплен значительный опыт в области обращения с выводимыми из эксплуатации автомобилями. Существующие в странах ЕС, США, Японии законы рассматривают утилизируемый автомобиль как крупный источник вторичных автокомпонентов и материальных ресурсов.
Действующие механизмы обращения с утилизируемыми автомобилями жестко предписывают нормы повторного использования узлов, агрегатов и материалов. Для решения поставленных задач разработаны технические регламенты на проектирование автомобиля и порядок его разборки и утилизации.
Контрольные вопросы
1. Расскажите о директивах ЕС в области утилизации автомобилей.
2. Каковы цели и стратегия ЕС при утилизации автомобилей и способы их реализации?
3. Расскажите о стадиях процесса утилизации автомобилей в странах ЕС.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЩЕНИЯ С ВЫВЕДЕННЫМИ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯМИ
В России обращение с отходами производства и потребления, в т.ч. такими сложными, как выведенные из эксплуатации автотранспортные средства, регулируется следующими федеральными законами:
- «Об отходах производства и потребления» (от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, ред. от 18.12.2006 г.);
- «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
- «О санитарно-гигиеническом благополучии населения» (от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, ред. от 31.12.2005 г.);
- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 г. № 131-Ф3).
Эти законы направлены, прежде всего, на снижение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления и практически не регулируют обращение с ними как с источниками вторичных материальных и энергетических ресурсов.
Наряду с федеральными законами, в ряде регионов страны приняты местные нормативные документы, направленные на регулирование обращения с выводимым из эксплуатации автотранспортом.