Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.60

Нефтесодержащие отходы и нефтепродукты являются одними из основных загрязнителей окружающей среды.

10.1. Причины и виды загрязнений моторных масел

При работе масла соприкасаются с металлами, подвергаются воздействию окружающего воздуха, температуры, давления и других факторов. Под их влиянием происходит разложение, окисление, полимеризация и конденсация углеводородов, обугливание (неполное сгорание), разжижение горючим, загрязнение посторонними веществами и обводнение масел. В результате старения образуются такие продукты, как органические кислоты, жиры, сажа, шлам, продукты распада присадок.

При эксплуатации автомобилей в маслах накапливаются ас-фальто-смолистые соединения, коллоидальные кокс и сажа, различные соли, кислоты, а также металлическая пыль и стружка, минеральная пыль, волокнистые вещества, вода и т.д.

Металлические частицы попадают в масло в результате износа деталей; минеральные примеси - пыль, песок - засасываются в масляную систему из воздуха, накапливаются в работающем масле и вызывают интенсивный износ трущихся поверхностей. Во время работы в двигателях и аппаратах масла обводняются. Вода проникает в масло из окружающего воздуха, из продуктов сгорания топлива или через неплотности водяных охлаждающих устройств.

Вода находится в масле в растворенном состоянии, а также образует с ним эмульсию; в зависимости от условий она может частично переходить из одного состояния в другое. С изменением температуры, связанным обычно с изменением режима работы двигателя, происходит конденсация на поверхности масла влаги, имеющейся в воздухе, иногда в значительном количестве.

При соприкосновении масел с нагретыми частями двигателя происходит их термическое разложение (крекинг), в результате которого образуются легкие летучие и тяжелые продукты. Кроме того, масла подвергаются значительным местным перегревам, а иногда Частично сгорают.

При работе в двигателях, машинах, аппаратах, при хранении на складах и транспортировании - всюду масла соприкасаются с кислородом воздуха. Контакт с кислородом является главной причиной, вызывающей химическое изменение масла (окисление). При окислении идет разложение ненасыщенных компонентов с образованием гудрона.

В процессе окисления изменяются физико-химические свойства масла, что приводит к ухудшению его эксплуатационных характеристик. Скорость и глубина окисления, а также характер образующихся продуктов зависят от природы масла, температуры, давления воздуха, продолжительности работы масла, величины поверхности соприкосновения с воздухом, от наличия химических соединений, способных каталитически ускорять или замедлять этот процесс, и т.д.

При температуре до 20...30 °С и нормальном давлении процесс окисления масла на воздухе идет медленно. С повышением температуры скорость его заметно возрастает. При температурах

270...300 °С и выше наряду с бурно протекающими процессами окисления наблюдается термическое разложение углеводородов с образованием углекислого газа, воды и углистых веществ.

В результате окисления смолистых веществ, содержащихся в масле, получаются нерастворимые в нем продукты типа ас-фальтенов и карбенов.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒