Утилизация автомобилей и автокомпонентов стр.61

Чем больше поверхность контакта масла с воздухом, тем более благоприятные условия создаются для диффузии кислорода внутрь объема масла и, следовательно, для окислительной полимеризации и образования таких продуктов, как смолы, асфальтены.

Некоторые металлы и образующиеся в процессе работы двигателя соли, например, нафтеновых кислот, каталитически ускоряют окисление масла.

Скорость окислительных процессов возрастает и при наличии в масле воды, так как она активирует упомянутые выше катализаторы.

Действие содержащихся в маслах загрязнений на соответствующие узлы и агрегаты проявляется в абразивном износе деталей, забивании масляных каналов и засорении маслоочистительных устройств, интенсификации коррозионных процессов, повышении склонности масла к пенообразованию, окислению и т.д.

В табл. 10.1 приведены источники загрязнения масла, циркулирующего в системе смазки двигателя.

Изменение физико-химических показателей работающих масел, а следовательно, и качество отработанных масел зависят от конструкции двигателя и условий эксплуатации автомобиля.

Отработанные нефтепродукты, согласно ГОСТ 21046-86 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия», подразделяются на группы:

-    ММО - масла моторные отработанные;

-    МИО - масла индустриальные отработанные;

-    СНО - смеси нефтепродуктов отработанных.

В первую группу входят: отработанные моторные (для авиационных и автомобильных двигателей), трансмиссионные, компрессорные, вакуумные масла, а также масла для прокатных станов. Основное направление использования ММО - регенерация.

Во вторую группу входят: отработанные индустриальные масла и рабочие жидкости для гидросистем, газотурбинные, изоляционные, приборные и турбинные масла, масла для компрессоров холодильных машин. Основное направление использования МИО - регенерация.

В третью группу входят: смеси отработанных нефтепродуктов; нефтяные промывочные жидкости; масла, применявшиеся при термической обработке металлов; нефть и жидкие нефтяные топлива, извлекаемые из очистных сооружений и нефтесодержащих вод. Основные направления использования СНО - переработка на нефтеперерабатывающих предприятиях в смеси с нефтью и использование в качестве компонента котельного топлива.

Таблица 10.1

Источники загрязнения моторных масел_

Вид загрязнения

Источник загрязнения

Минеральные абразивные частицы

Проникают в двигатель при поступлении воздуха и топлива в цилиндры, а также в картер через неплотности заливной горловины

Металлические частицы

Образуются в результате износа двигателя. Наибольший износ деталей может быть при сухом трении, значительный — при граничном трении в момент запуска и остановки двигателя, резком изменении режима работы и неустановившихся нагрузках

Мазеподобные смолистые осадки

Образуются при окислении картерного масла из-за непрерывного соприкосновения с газами, проникающими в картер двигателя

Лаковые отложения

Образуются в виде тонкого слоя при окислении масла на горячих поверхностях юбки поршня и в канавках поршневых колец, частично смываются и попадают в циркулирующее масло

Нагар

Образуется при непрерывном окислении масла под действием высоких температур в процессе работы двигателя на днищах поршней, в камере сгорания, на клапанах и свечах. Частицы нагара проникают в картерное масло при смазке поверхностей цилиндров и поршней

Вода

Водяные пары вместе с газами проникают в картер двигателя и конденсируются

Топливо

Проникает в картер и попадает в масло вместе с газами

Сернистая и серная кислоты

Сернистый газ, образующийся при сгорании топлива, соединяясь с водяными парами, образует сернистую, а затем и серную кислоты

По свойствам отработанные нефтепродукты должны соответствовать требованиям, приведенным в табл. 10.2.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒