В 2000 г. масса всех текстильных материалов в таком автомобиле составляла 20 кг, прогнозируется увеличение использования текстильных материалов в 2010 и 2020 гг. до 26 и 35 кг соответственно. В табл. 11.1 приведены сведения об объемах применения текстильных материалов в автомобиле среднего класса.
Дальнейшее увеличение использования текстильных материалов возможно за счет применения объемных нетканых материалов взамен пенополиуретана при изготовлении подушек и спинок сидений автомобиля. Это позволит не только повысить его комфортабельность, но и облегчит рециклинг материалов при утилизации.
Таблица 11.1
Виды и объемы применения текстильных материалов _в легковом автомобиле_
Виды материалов |
Объемы применения, кг |
Облицовочные |
1,6 |
Ковровые |
3,5 |
Шумопоглощающие |
4.5 |
Обивочные для сидений |
3,9 |
Шинный корд |
1,6 |
Ремни безопасности |
0,9 |
Подушки безопасности |
1,8 |
Фильтровальные, нагревательные и др. |
2,2 |
11.2. Технологии утилизации текстильных отходов
Рациональное использование текстильных отходов имеет важное хозяйственное значение, поскольку значительную часть волокнистого сырья, используемого при изготовлении текстиля, Россия ввозит из-за рубежа.
В то же время многие виды текстильных изделий технического назначения, в частности разнообразные обивочные, звуко-и теплоизоляционные материалы для средств транспорта, гео-текстильные материалы для дорожного строительства, гидромелиоративных работ, различного рода прокладочные материалы, техническая вата и т.п., могут изготавливаться из вторичных волокон по технологии производства нетканых материалов.
Любое использование текстильных отходов предусматривает их предварительную подготовку и разволокнение. Объем подготовительных работ зависит от вида и степени загрязнения отходов.
Первичная обработка текстильных отходов состоит из следующих стадий: дезинфекции, обеспыливания, сортировки, стирки, химчистки, резки, замасливания и разволокнения. В зависимости от вида и состояния текстильных отходов некоторые из стадий процесса могут быть опущены.
Дезинфекция текстильных отходов производится для уничтожения бактерий и насекомых. Процесс осуществляется в стационарных запаривающих камерах (например, АДТ-1 или АДТ-2), работающих при 115. ..116 °С и давлении 0,2 МПа. Норма загрузки камеры составляет 80-100 кг/м3, расход пара
0,25...0,4 кг/м3, продолжительность обработки 60 мин. В последние годы разработаны новые, более совершенные способы дезинфекции: с помощью переменного электрического поля высокой частоты, ультразвука, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, у-облучения, озона.
Обеспыливание текстильных отходов применяется с целью улучшения условий труда при дальнейшей сортировке и для повышения эффективности химической чистки. Основным рабочим органом обеспыливающих машин типа МОВ-1 является барабан с лопастями и шипами. В процессе обеспыливания отделяется до 30 % пыли и мелких твердых частиц, которые удаляются с помощью вентиляторов. Производительность таких машин достигает 1400 кг/ч. Более прогрессивны комбинированные машины, в которых производятся одновременно и обеспыливание, и разволокнение текстильных отходов.