Защита литосферы от отходов стр.12

Наиболее рациональный смысл для практической деятельности хозяйственных и природных органов имеет оценка того количества отходов, которое можно собрать в сложившихся условиях производственного и бытового потребления для последующего использования в качестве вторичного сырья или на обезвреживание и захоронение. Правильность этой оценки важна не только для осуществления хозяйственной деятельности, но и для проведения экологического контроля, поскольку именно эти количества отходов поддаются дальнейшему контролю и оперативному регулированию.

С таких позиций под удельными показателями образования отходов потребления рационально понимать количество поддающихся сбору отходов, образующихся в расчете на единицу потребления весьма широкого набора разновидностей товаров и услуг. Например, доля поддающихся сбору отработанных моторных масел, образование изношенных шин в расчете на автомобиль в зависимости от его вида и пробега, образование промасленной ветоши в расчете на станок или изделие, образование отработанных люминесцентных ламп в расчете на единицу освещенной площади и т. д.

Далее приведены формализованные выражения и методические рекомендации по оценке объемов образования отработанных люминесцентных ламп, изношенных шин, отработанных аккумуляторов, электролита, промасленных фильтров, ветоши, отработанных масел.

Отработанные люминесцентные лампы

где Ор л - количество ртутных ламп, подлежащих утилизации, шт.; Кр,л -количество установленных ртутных ламп на предприятии; Чрл - среднее время работы в сутки одной ртутной лампы (4,57 часа для 1 смены); С -число рабочих дней в году; Нрл - нормативный срок службы одной лампы, равный 11 тыс. часов горения.

где Ош - количество изношенных шин на предприятии (шт); Ку - коэффициент утилизации автошин (Ку = 0,85); Псрг- - среднегодовой пробег автомобиля 1-й марки; Л, - количество автомобилей 1-й марки; К — количество автопокрышек, установленных на 1-й марке автомобиля; Му - массау-й модели автопокрышки; Н - нормативный пробег ,-й модели автопокрышки; п — количество марок автомобилей на предприятии.

Отработанные аккумуляторные батареи

где Оаб - количество отработанных аккумуляторных батарей за год; Ка6і -количество установленных аккумуляторных батарей і-й марки на предприятии; МаДг - средний вес (масса) одной аккумуляторной батареи і-й марки на предприятии; Яа.6,і - срок службы одной аккумуляторной батареи (лет); п - количество марок аккумуляторных батарей на предприятии.

Отработанный кислотный электролит

где Оот.э. - количество отработанного электролита, т; Ообщ.э. - общее количество электролита в аккумуляторных батареях по предприятию, л; На.б. -срок службы одной аккумуляторной батареи (в среднем 2...3 года); 1,27 -плотность электролита, т/м3.

Промасленные фильтры

где Оф - общее количество отработанных фильтров на предприятии за год, т; Пп - общий годовой пробег автотранспорта по предприятию; Нп - нормативный пробег для замены фильтра; Мф — масса одного фильтра, т.

Промасленная ветошь от эксплуатации автотранспорта

где Овет - общее количество промасленной ветоши, кг; М/1000 - удельная норма расхода обтирочного материала на 10 тыс. км пробега, кг; Л - планируемый пробег, тыс.км.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒